Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

By 0
303
Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

В территорию природоохранных зон, где действуют особые законодательные ограничения для ведения различных видов деятельности и строительства, входит участок (земельный или водный), а также воздушное пространство. Объекты, расположенные на данных участках, могут иметь особое значение в культурной, научной или рекреационной сферах.

Все ограничения использования таких объектов регламентируется законом «Об особо охраняемых природных территориях».

Классификация природоохранных зон

Есть 2 основные классификации природоохранных зон в зависимости от степени важности территории или ее назначения. Так, по степени важности, бывают следующие зоны:

• Особо охраняемые. Земли переводятся в данную категорию законом и их использование строго ограничен – это могут быть объекты разного назначения (рекреация, историко-культурное наследие, курорты, земли). Также может быть запрет на использование внесенных в данную категорию территорий. Объекты в большинстве являются собственностью муниципалитетов или государства, но в некоторых случаях возможно отнести и владения физических или юридических лиц.
• Земли природоохранного значения – это территории водоемов, лесов и пастбищ, а также противоэрозийных полос, которые несут функцию защиты. Количество ограничений на данных территориях существенно снижено по сравнению с первой категорией.
• Особо ценные земельные участки. Сюда относятся территории, где есть геологические образования, земли с уникальным ландшафтом, а также места обитания краснокнижных животных и растений. Категория таких земель и все сопутствующие сведения вносят в кадастр. Их собственники обязаны поддерживать территории в первозданном виде.

По назначению природоохранные зоны делятся на следующие:

• Рекреационные. Это земельные участки, которые специально предназначены для отдыха, спорта или туризма. По правовому режиму действует запрет на их выкуп, продажу и изъятие. Использование может проводиться только с согласия собственников на основании сервитутов. На территории рекреационных земель разрешено строительство пансионатов, санаториев и других баз отдыха, спортивных площадок и парковых территорий. Строительство любых объектов, которые не относятся к данному перечню или не несут целевого назначения рекреации запрещено.
• Культурно-исторические включают в себя памятники, здания архитектурной ценности и участки земли под ними, археологические объекты, а также некоторые места захоронения. На данных территория строго запрещена сельскохозяйственная деятельность, но разрешены некоторые типы строительств, в зависимости от назначения и расположения.
• Лесной и водный фонд. Эти территории используют для обеспечения населенных пунктов водой, восстановления лесов после пожаров или вырубки, а также строительства гидротехнических сооружений.

классификация природоохранных зон

Деятельность на данных территориях регулируется правовыми кодексами и законодательными актами.
Перевести территорию из одной категории в другую могут министерства или местные органы управления только на основании Федерального закона.

Ограничения по строительной деятельности в природоохранных зонах

Проведение любой строительной деятельности запрещено категорически только на участках особо охраняемых, кроме ситуаций, когда цели строительства реализуют государственную безопасность.

Строительные работы в природоохранных зонах разрешены, но имеют перечень жестких ограничений, которые отличаются в зависимости от технических характеристик планируемых к возведению объектов и особенностей территории.

Природоохранные зоны обязательно должны быть обозначены специальными табличками, которые устанавливают их владельцы (госорганы или частные лица). Таблички содержат информацию об объекте, его категории и допустимых видах деятельности. Поскольку на данных территориях разрешено проведение некоторых видов хозяйственной деятельности, то также разрешено возведение или проведение работ по реконструкции объектов. Все строительные работы проводятся только после получения разрешения от местных органов управления, должны соответствовать законодательным актам, а также требованиям Гражданского, Лесного и Водного кодекса России. Обязательным условием строительства является согласование всех этапов проектирования и строительства с санитарными и эпидемиологическими инстанциями, а также наличие очистных сооружений, которые будут гарантировать сохранность природоохранных зон.

Получение разрешений на строительство

Застройщики должны получить разрешение на строительство от муниципальных служб, т.к. некоторые из них устанавливают ряд ограничений на ведение сельскохозяйственной деятельности, и как следствие, строительство необходимых жилых и хозяйственных построек. Если перед началом строительства не узнать какие ограничения действуют в данной зоне и присутствуют ли они вообще, то вся деятельность может быть незаконной. Для получения разрешение необходимо предоставить проект строительства и всю дополнительную документацию.

Если не было получено разрешение, нарушены режимы поведения в природоохранной зоне или не соблюдены требования по сохранению территории, то на застройщика может быть подан иск в суд с последующим наложением штрафов и других вариантов ответственности, в зависимости от тяжести нарушений.

Перед началом любой строительной деятельности застройщик должен проверить границы природоохранных земельных участков, т.к. они могут быть выведены за установленные пределы местной властью. Такие решения обязательно должны иметь законные основания, разрешения, согласование с федеральными организациями, т.к. в противном случае участков возвращается в первоначальных статус. После возвращения в первоначальный статус возвращаются все предписанные ограничения, что может повлечь ответственность для застройщика.

Действия местных властей должны быть согласованы с федеральными органами по охране окружающей среды и органом областной государственной безопасности. Самостоятельно менять назначение земли в границах населенных пунктов, а также расширять или уменьшать ее территории муниципальным властям запрещено. Необходимо подтверждение законности от местных исполкомов по созданию природоохранных зон или от высших федеральных органов.

Специфика водоохранных зон

Водоохранные зоны имеют более жесткие требования к строительным объектам, поскольку оказывают огромное влияние на состояние водных ресурсов, что в свою очередь влияет на объекты общего пользования. Водные объекты оказывают влияние не только в условных границах охраняемой зоны, но и за ее пределами. На таких территориях запрещено организовывать кладбища и могильники скота, возводить промышленные объекты, а также использовать стойкие пестициды. Строительство жилых зданий в водоохранных зонах разрешено, если соблюдены следующие требования:

• Присутствует полный комплекс очистных сооружений, необходимый для поддержания состояния экосистемы и первоначальных параметров природоохранной территории.
• Собственник недвижимости соблюдает все существующие санитарные нормы, устанавливает необходимые очистные сооружения и технику.
• Проектная документация прошла все этапы экологической экспертизы и была одобрена на законодательном уровне.

специфика водоохранных зон

При планировании строительства, застройщики должны учитывать тот факт, что все водные объекты, независимо от их статуса и категории, принадлежат государству, и поэтому должен быть предоставлен свободный доступ всех граждан на водоохранную территорию. Контролирует соблюдение перечисленных требований Росприроднадзор.

Кадастровые данные и изменение нормативных актов

Природоохранные территории включены в государственный кадастр, где есть следующие данные:

• географическое положение земель;
• границы, фактическое расположение которых проверено и соответствует фактам;
• статус территории;
• режим ограничений, присвоенный территории в соответствии с ее статусом и т.д.

Внесение данных в реестр обязательно для того, чтобы проводить полный учет всех земель, а также оценивать их состояние, изменение, составлять планы перспектив развития и контроля выполнения ограничений и предписаний собственниками, строительными и другими организациями.

Чтобы уменьшить сложности, связанные со строительством, Министерством природы был разработан документ, облегчающий всю деятельность, который находится на согласовании. В новом документе предлагаются корректировки порядка изменения буферных зон, а также правила их использования. Будет проведена легализация объектов, которые соответствуют актуальным требованиям, но построены в буферных зонах. Это необходимо для увеличения строительства, без нарушения сохранности природоохранных объектов, а также снижения количества нарушений.

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Your Name:*

Your Website

Your Comment